Культура и искусство ТАТАРСТАНА  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 
   Кино и театр - Театры:
    Татарский Академический Театр Оперы и Балета им. М. Джалиля

ИСТОРИЯ
Созданию и организации первой в Поволжье стационарной русской оперы предшествовало целое столетие регулярных публичных платных представлений – 1791 год считается началом общедоступного театра в Казани.


В 1803 году в Казани большую известность приобрел театр помещика П.П. Есипова, в котором играли крепостные актеры. Есипов выстроил деревянный театр на каменном фундаменте (он находился на месте нынешнего оперного театра), простоявший до 1815 года. Есиповский театр был драматическим, но в нем ставились и оперы. Именно в этом театре казанцы узнали первые русские оперы «Мельник, колдун, обманщик и сват» Аблесимова и Соколовского, «Санкт–Петербургский гостиный двор» Матинского.


A 1851 в городе было выстроено отличное театральное здание. Новый театр открылся гастролями итальянской оперной труппы. Впервые жители города услышали итальянское пение. На невиданных в Казани артистов публика шла очень активно. Через 8 часов после открытия кассы все билеты были проданы. Репертуар был классический итальянский: «Лючия ди Ламмермур», «Лукреция Борджиа», «Любовный напиток» Доницетти, «Сомнамбула», «Монтекки и Капулетти», «Пуритане» Беллини, «Севильский цирюльник» Россини, к нему добавлялась одна французская опера: «Роберт Дьявол» Мейербера.


«Собирателем русской сцены» называли в Казани антрепренера П.М. Медведева (1837– 1906), который в 1867 году взял театральное дело в Казани в свои руки. 26 августа 1874 в Казанском театре впервые полностью давали оперу Глинки «Иван Сусанин». Желающих ее послушать оказалось так много, что у кассы случилась настоящее столпотворение. И в дальнейшем жаждущих попасть в театр на оперу не убывало, приходилось записываться за много дней вперед. Позже антрепренеру удалось выйти из затруднительного положения следующим образом – он увеличил количество оперных представлений за счет драматических, которые шли по очереди с оперой и опереттой. Драматические спектакли публика почти перестала посещать – так ей понравилась опера.


При Медведеве оперный репертуар был очень разнообразным. Так, в сезоне 1874– 75 шли «Трубадур» Верди, «Аскольдова могила» Верстовского, «Фауст» Гуно. Впервые были поставлены «Иван Сусанин» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Марта» Флотова Г. В сезоне 1875– 76 показывались «Норма» Беллини, «Вольный стрелок» Вебера, «Травиата» и «Трубадур» Верди, «Аскольдова могила» Верстовского, «Дочь кардинала» Галеви, «Цампа» Герольда, «Линда да Шамуни»... В числе премьер – «Руслан и Людмила» Глинки, «Фенелла» Обера, «Рогнеда» Серова.
Если говорить об успехах первого двадцатилетия оперных сезонов в Казани, связанных с именем Медведева, то необходимо упомянуть, что этим успехам способствовали дирижеры У. Авранек, А. Орлов–Соколовский, певцы Е. Кадмина, Д. Ухтомская–Баронелли, 3. Эй–боженко, Д. Усатов, Ю. Закржевский.


Дальнейшие успехи казанской оперы связаны с именами М. Бородая, Н. Соболыцикова–Самарина. Славу казанской сцены составили дирижеры И. Палицын, В. Сук, режиссер Н. Боголюбов, певцы О. Камионский, А. Круглое, М. Максаков, И. Тартаков, Е. Ковелькова, Е. Стефанович.
Вплоть до 1917 года казанская опера продолжала оставаться среди провинциальных театров одной из ведущих – как по количеству, так и по качеству постановок.


В 1934 было принято постановление Правительства Татарии об открытии в Казани театра оперы и балета. За год до этого, 4 ноября 1933 года, постановили создать при Московской консерватории Татарскую оперную студию, целью которой была подготовка кадров для будущего театра.



2 февраля 1934 года студия начала работу. На учебу в Москву были направлены лучшие творческие силы республики (многие из представителей получили образование в Восточном музыкальном техникуме и имели опыт работы на сцене Татарского драматического театра). Четыре года в Москве обучались вокалисты, дирижеры, композиторы. В конце 1938 студийцы, завершив образование, вернулись в Казань.
Театр открылся в 1939 году оперой Н. Жиганова «Качкын» («Беглец»). С первых же дней театр стал центром музыкальной культуры республики, давшим мощный толчок формированию зрительских вкусов и интересов. Театр стал, с одной стороны, пропагандистом лучших произведений русской и зарубежной классики, с другой – лабораторией создания национальной оперы, балета и музыкальной комедии.


Национальные исполнительские традиции были заложены выпускниками Татарской оперной студии при Московской консерватории: М. Рахманкуловой, Г. Кайбицкой, А. Измайловой, С. Садыковой, 3. Байрашевой, М. Булатовой, Ф. Насретдиновым, У. Альмеевым, X. Забировой, Л. Берниковским, М. Булат–Родионовым, Е. Домбаевой, Д. Садрижигановым и другими. Они прошли отличную школу под руководством таких замечательных педагогов, как Р. Глиэр, А. Александров, В. Белый, Г. Литинский, М. Владимиров.


Большой вклад в становление и развитие театра внесли крупные музыканты и театральные деятели: композитор Н. Жиганов, дирижеры С. Берголы Д., И. Шерман, К. Тихонов, И. Аухадеев, Ф. Фазлуллин; режиссеры Ф. Каверин, И. Просторов, Н. Даутов, Е. Кушаков, В. Раку; балетмейстеры Г. Тагиров, Л. Жу–ков, Ф. Гаскаров, Л. Бордзиловская, С. Тулубьева; художники П. Сперанский, А. Кноблок, Э. Нагаев.


Послевоенные годы ознаменовались подлинным расцветом деятельности театра. На его репертуаре выросла замечательная плеяда артистов оперы и балета: певцы А. Аббасов, И. Ишбуляков, К. Якубов, В. Жарков, Б. Аполлонов, В. Галкин, 3. Хисматуллина, Н. Якушева, В. Шарипова, Г. Сайфуллина, Ф. Тимирова, Р. Билялова, О. Логинова, Л. Башкирова, Н. Зайцева; танцовщики А. Нарыков, С. Хайруллин, Р. Садыков, А. Монасыпов, К. Гайнуллин, В. Бортяков, В. Яковлев, Н. Юлтыева, А. Айдарская, Г. Баширова, Г. Калашникова, К. Янбулатова, И. Хакимова, С. Хантимирова.


Балетная труппа начала свою самостоятельную жизнь одновременно с оперой. Пионером этого нового для татарской сцены искусства стал балетмейстер Гай Тагиров. Основу труппы составили и внесли большой вклад в развитие национального балета А. Гацулина, В. Алеева, Б. Ахтямов, 3. Гайфуллина, А. Филинов, А. Гацулин, Н. Леонтьева, С. Глинская, В. Романюк и другие.


12 марта 1945 театр показал первый татарский национальный балет Ф. Яруллина «Шурале» («Леший», либретто А. Файзи). Первоисточником балета послужила одноименная сказка–поэма татарского классика Г. Тукая. Постановка явилась одним из самых значительных событий музыкальной жизни Татарии того периода.


Заметный след в истории балетного театра оставили балетмейстеры–гастролеры К. Боярский, Н. Конюс, Л. Якобсон, К. Тер–Степанова.


28 сентября 1956 спектаклем «Алтынчеч» открылось нынешнее здание театра (архитекторы Скворцов и Гайнутдинов), строительство которого началось еще в 1936. Теперь это – памятник архитектуры, охраняемый государством. Здание уникально по своей добротности и красоте. Потолок зрительного зала украшает прекрасная люстра из горного хрусталя весом более тонны, специально отлитая в Мытищах под Москвой.


В этом же году Постановлением Президиума Верховного Совета СССР театру было присвоено имя поэта–героя Мусы Джалиля.


В 60– 70 годы в театре последовательно происходит смена поколений. Художественное руководство театром осуществляли Ф. Мансуров, Я. Вощак, Ю. Кочнев, И. Лапиньш, В. Куценко, Н. Юлтыева, Д. Арипова.


В 1988 Татарский театр оперы и балета получил знание «академический».


В1999 году культурная жизнь Татарстана ознаменовалась двумя юбилеями: 60–летием Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля и 125–летием начала постоянных оперных сезонов в Казани.




РЕПЕРТУАР ТАТАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ.М.ДЖАЛИЛЯ
Оперы
1. П.Чайковский—«Пиковая дама»

2. П.Чайковский—«Евгений Онегин» Концертное исполнение

3. П.Чайковский—«Иоланта»

4. М.Мусоргский—«Борис Годунов»

5. Н.Римский-Корсаков—«Царская невеста»

6. А. Бородин—«Князь Игорь»

7. Д.Пуччини—«Богема» на итальянском языке

8. Д.Пуччини—«Тоска» на итальянском языке

9. Д.Верди—«Травиата» на итальянском языке

10. Д.Верди—«Риголетто» на итальянском языке

11.Д.Верди—«Аида» на итальянском языке

12. Ж.Бизе—«Кармен» на французском языке

13. Д.Россини—«Севильский цирюльник» на итальянском языке

14. Р.Вагнер—«Летучий голландец» на немецком языке

Балеты

1. П.Чайковский—«Лебединое озеро»

2. П.Чайковский—«Спящая красавица»

3. П.Чайковский—«Щелкунчик»

4. А.Адан—«Жизель»

5. Х.Левенсхольд—«Сильфида»

6. Л.Минкус—«Дон Кихот»

7. Л.Минкус—«Баядерка»

8. Вечер одноактного балета
Ф.Шопен—«Шопениана»
Ж.Бизе–Р.Щедрин—«Кармен–сюита»
Ш.Гуно—«Вальпургиева ночь» из оперы —«Фауст»

9. Ф.Яруллин—«Шурале»

10. К.Хачатурян—«Белоснежка и семь гномов»

11. В.Гаврилин—«Анюта»

Оратории и др.

1. Ф.Гендель Оратория —«Мессия» на русском языке

2. Д.Верди—«Реквием» на латинском языке



Оперетты

1. И.Кальман—«Сильва» на русском языке

2. И.Кальман—«Баядера» на русском языке

3. И.Штраус—«Летучая мышь» на русском языке

ГАСТРОЛИ
С 1994 года начались масштабные гастроли театра в странах Европы.
С этого времени оперная и балетная труппы театра представляют в Европе ежегодно до 100 спектаклей, пользующихся неизменным успехом.


Пуолика Голландии, Бельгии, Дании, Германии, Франции, Португалии, Ирландии, Швейцарии рукоплескала нашим артистам.


С 8 марта по 2 июня оперная труппа театра находилась в гастрольной поездке, беспрецедентной по длительности и количеству спектаклей: в Голландии, Бельгии, Франции, Швейцарии и Англии (впервые; были показаны три премьеры театра –«Фальстаф», «Аида» и «Риголетто» Верди (в год 100–летия со дня смерти великого композитора), а также концерт «Верди–Гала» – всего 64 спектакля.


Партнерами театра в организации зарубежных гастролей являются крупнейшие импрессариаты Европы «Евро стеидж» (Голландия}, «Арена» (Германия) и др.

ЗРИТЕЛЬ

Руководство театра сознательно сохраняет низкие цены на билеты на спектакли текущего репертуара для того, чтобы театр могли посетить представители всех социальных групп. Наша аудитория –это учащиеся школ, высших учебных заведений, рабочие и служащие, творческая и техническая интеллигенция и др.
ВЕДУЩИЕ СОЛИСТЫ ТЕАТРА

Опера

Лирико–колоратурное сопрано

а) нар.арт.России и Татарстана, лауреат Гос.премии Татарстана им.Г.Тукая ВЕНЕРА ТАНЕЕВА

б) нар.арт.Татарстана и России, лауреат Гос.премии Татарстана им.Г.Тукая ЗШШ СУНГАТУЛЛИНА

в) дипломант Всероссийского конкурса вокалистов им.М.Глинки СВЕТЛАНА СМИРНОВА

Драматическое сопрано

а) нар.арт.Татарстана, засл.арт.России ЕЛЕНА МИХАЙЛОВА

Меццо–сопрано

а) нар.арт.Татарстана, засл.арт.России ГАЛИНА ЛАСТОВКА

Тенор

а) лауреат межд. конкурса вокалистов им.С.Лемешева ГЕОРГИЙ КОЁРИКОВ

Баритон

а) лауреат меж д. конкурса им.Ф.И.Шаляпина ВЛАДИМИР БЕССЕРЕБРЕННИКОВ

б)нар.арт.Татарстана МУНИР ЯКУПОВ

Бас
а) засл.арт.России, нар.арт.Татарстана и Каракалпакии ЮРИИ БОРИСШСО

б) лауреат межд.конкурса Е.Образцовой, оолапатель Гран При Межд. конкурса вокалистов им.м.Глинки и Межд.конкурса в Тулузе МИХАИЛ КАЗАКОВ

в)нар.арт.Татарстана САЙД РАИМБЕК

Балет

1. НУРЛАН КАНЕТОВ

2. засл.арт.Татарстана ЕЛЕНА КОСТРОВА

3. лауреат конкурса арт.балета «Араоеск» ЕВГЕНИЙ ЛИХАНОВ

4. АНДРЕЙ МАРКИН

5. НИНЕЛЬ МОЧАЛОВА

5. лауреат конкурса артистов оалета «Араоеск» МАЙЯ МУСАЕВА

6. лауреат международных конкурсов ДЕНИС МУРУЕВ

7. нар.арт.Татарстана ЛУИЗА МУХАМЕТГАЛЕЕВА

8. нар.арт.Казахстана, лауреат межд.конкурсов БАХЫТЖАН СМАГУЛОВ

10. нар.арт.Татарстана ЕЛЕНА ЩЕГЛОВА лауреат межд. конкурса «Арабеск»

II. засл.арт.Татарстана АЛЕКСАНДР БАРМИН


   Контакты
(адерс: 420015, г. Казань, пл.Свободы)
Мухаметзянов Рауфаль Сабирович директор З8 45 58
Ларионов Юрий Павлович зам. директора 38-49-09
Кирпиков Николай Федорович зам. директора 38-50-98 т/факс
Яковлева Елена Юрьевна гл .администратор 38 46 08
Хайбуллина Гузель Гарифулловна худ. рук. оперы 38-52-57
Ладапич Игорь Васильевич гл.дирижер 38-53-87
Яковлев Владимир Алексеевич худ.рук.балета 38-49-09
Мансуров Рустем Ибрагимович гл. бухгалтер 38-48-37
Юхин Владислав Степанович гл.инженер 38-51-79
Белова Лидия Владимировна начальник отдела кадров 38-53-93
 вахта 38-58-36


 
  ИСТОРИЯ
РЕПЕРТУАР ТАТАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ.М.ДЖАЛИЛЯ
Оперы
Балеты
Оратории и др.
Оперетты
ГАСТРОЛИ
ЗРИТЕЛЬ
ВЕДУЩИЕ СОЛИСТЫ ТЕАТРА
Опера
Лирико–колоратурное сопрано
Драматическое сопрано
Меццо–сопрано
Тенор
Баритон
Бас
Балет
Контакты